КС РФ: применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия такого взыскания входящих в состав заработной платы стимулирующих выплат или произвольного снижения их размера
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ не соответствует Конституции РФ и ее статьям, поскольку она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым (во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и локальных нормативных актов) позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование в кратчайшие сроки.
Впредь до этого применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника стимулирующих выплат. Дисциплинарное взыскание также не является препятствием для начисления работнику дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере) и достижением определенных результатов труда.
Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.
Конституционным Судом установлено, что снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
Разъяснения подготовил:
Прокурор Батецкого района С. Б. Зайкин
Вступили в силу новые правила оказания платных медицинских услуг
Правительство РФ утвердило новые Правила оказания платных медицинских услуг, которые начали действовать с 1 сентября 2023 года и прекратят свое действие 1 сентября 2026 года (Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736).
Так, при оказании платных услуг помимо порядков оказания медицинской помощи медицинские организации должны будут руководствоваться:
- положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается Минздравом России;
- клиническими рекомендациями;
- стандартами медицинской помощи.
В случае временного приостановления работы медицинской организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий информация об этом должна быть размещена на сайте организации (с указанием даты приостановления деятельности и времени, в течение которого организация работать не будет).
Дополнен перечень информации, которую медицинская организация должна предоставить пациенту при оказании платных медицинских услуг, среди них:
- сроки ожидания бесплатной медицинской помощи (если медицинская организация участвует в территориальной программе ОМС);
- сроки ожидания платной медицинской помощи;
- график работы врачей, оказывающих платные медицинские услуги;
- перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медуслуг, а также перечень лиц, которые могут претендовать на льготы;
- форма и способы направления обращений (жалоб) и т. д.
В договоре должны быть прописаны порядок и условия выдачи пациенту или его законному представителю копии медицинских документов (или выписки из них), которые отражают состояние здоровья пациента после получения платных медицинских услуг. В этом документе должны быть указаны сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, а также об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарствах и медицинских изделиях.
За предоставление выписки дополнительная плата не взимается.
Дополнительные платные медицинские услуги, непоименованные в договоре, должны быть оформлены дополнительным соглашением или новым договором с указанием перечня дополнительных услуг и их стоимости.
Установлена обязанность медицинской организации выдать по требованию пациента следующие документы:
- копия договора с приложениями и дополнительными соглашениями к нему;
- справка об оплате медицинских услуг по установленной форме; рецептурный бланк с проставленным штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика", заверенный подписью и личной печатью врача, печатью медицинской организации;
- документы установленного образца, подтверждающие оплату лекарств.
Кроме того, медицинская организация будет обязана предоставлять пациентам сведения, позволяющие идентифицировать имплантированное в организм человека медицинское изделие (если проводилось такое вмешательство).
Отдельный раздел посвящен особенностям оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом, через сайт медицинской организации.
Установлен перечень сведений, с которыми может ознакомиться пациент при заключении такого договора, а также обязанность исполнителя разместить их (или ссылку на них) на главной странице сайта.
Договор считается заключенным с момента оформления сторонами согласия либо совершения действий по исполнению договора (в том числе по оплате медицинских услуг). С этого момента договор остается неизменным, и медицинская организация не может изменять его условия в одностороннем порядке.
После заключения договора пациенту должно прийти подтверждение с номером договора или иным способом идентификации договора, который позволяет получить информацию о заключенном договоре и его условиях. Пациент также может потребовать свой экземпляр договора, подписанный электронной подписью исполнителя.
Для идентификации пациента может использоваться учетная запись на Едином портале госуслуг. Договор подписывается электронными подписями сторон. Пациент вправе пользоваться любым видом электронной подписи, включая простую (то есть логин и пароль), а исполнитель обязан использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.
Разъяснения подготовил:
Прокурор Батецкого района С. Б. Зайкин
Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части права требовать уплаты алиментов от другого супруга.
Федеральным законом от 31.07.2023 № 403-ФЗ внесены изменения в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации.
Теперь в случае отказа от материальной поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
– нетрудоспособный нуждающийся супруг;
– жена в период беременности;
– супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;
– нуждающийся супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.
Ранее такое право было предоставлено нетрудоспособному нуждающемуся супругу; жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающемуся супругу, осуществляющему уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.
Также с 31.07.2023 право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
– бывшая жена в период беременности, наступившей в период брака;
– бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;
– нуждающийся бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;
– нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
– нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Разъяснения подготовил:
Прокурор Батецкого района С. Б. Зайкин
Новое в законодательстве о приватизации государственного и муниципального имущества
Федеральным законом от 24.07.2023 № 345-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.20001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Поправками установлены особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей.
Определено, в частности, что решение об условиях приватизации объекта газоснабжения и договор купли-продажи объекта газоснабжения должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами.
К эксплуатационным обязательствам относится обязанность покупателя или иного законного владельца по использованию объектов газоснабжения в целях оказания услуг по транспортировке и подаче газа потребителям, технологическому присоединению газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, их реконструкции, развитию газораспределительной системы и обеспечению безопасной эксплуатации объектов газоснабжения.
В случае отсутствия в договоре купли-продажи объекта газоснабжения существенного условия, предусматривающего обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами, сделка приватизации объекта газоснабжения является ничтожной.
В отношении объектов газоснабжения устанавливается принцип их целостности и единства, разделение (дробление) объектов газоснабжения на части не допускается.
Преимущественное право покупки объекта газоснабжения может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий: покупатель является газораспределительной организацией; покупатель осуществляет эксплуатацию приватизируемого объекта газоснабжения на законном основании непрерывно в течение двух и более лет.
Уступка преимущественного права на приобретение приватизируемого объекта газоснабжения не допускается. Эксплуатационные обязательства в отношении объекта газоснабжения сохраняются в случае перехода права собственности на объект газоснабжения к другому лицу.
Изменения в Федеральный закон вступают в силу с 23.10.2023.
Разъяснения подготовил:
Прокурор Батецкого района С. Б. Зайкин
КС РФ разъяснил правило о сроке добровольного выполнения требований
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 01.06.2023 N 29-П если в судебном акте, исполнительном документе или постановлении о возбуждении производства были неточности, срок добровольного исполнения истекает не ранее 5 дней с даты, когда должник узнал об устранении ошибок. Речь идет о ситуации, когда срок исчисляют, чтобы взыскать исполнительский сбор.
Позицию КС РФ нужно применять, если одновременно были такие обстоятельства:
- недостатки касались размера долга или порядка исполнения;
- они объективно мешали должнику выполнить требования надлежащим образом;
- исправление ошибок должник инициировал в разумный срок после того, как узнал о возбуждении производства;
- данные об устранении неточностей поступили должнику в формах, которые предусмотрены для информации о возбуждении производства.
Ранее некоторые суды соглашались с приставами, которые выносили постановление о взыскании сбора даже до того, как должник получил документ об исправлении неточности.
Разъяснения подготовил:
Прокурор Батецкого района С. Б. Зайкин
Законодателем определен срок окончания исполнительного производства
Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ внесены изменения в статью 47 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об установлении срока окончания исполнительного производства.
В связи с изменениями, которые вступят в силу с 01.07.2024, постановление об окончании производства приставы-исполнители станут выносить не позже трех дней с даты, когда из системы о государственных и муниципальных платежах в Федеральную службу судебных приставов поступят сведения о том, что долг полностью погашен. Если у должника нет имущества для взыскания, постановление вынесут в пределах трех дней с даты, когда старший пристав или его заместитель утвердит акт об обстоятельствах, из-за которых взыскание невозможно.
Эту норму распространят также на постановление об окончании производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В настоящее время законодательством не определен срок на оформление постановления об окончании производства.
Разъяснения подготовил:
Прокурор Батецкого района С. Б. Зайкин