С января 2024 вступает в силу новый Федеральный закон «О занятости населения в РФ»
С 1 января 2024 г. вступит в силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Федеральный закон предусматривает с 1 января 2024 г. новое правовое регулирование отношений в сфере занятости населения с учётом современного состояния рынка труда и сложившейся к настоящему времени системы мер государственной поддержки граждан, ищущих работу.
При этом положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» признаются утратившими силу (за исключением отдельных положений, которые поэтапно утратят силу в период до 1 января 2025 года).
Федеральным законом определяются основные понятия в сфере содействия занятости населения, в том числе такие понятия, как «граждане, ищущие работу», «безработные граждане», «граждане, находящиеся под риском увольнения», устанавливаются основания признания граждан безработными.
Кроме того, систематизируются меры государственной поддержки в сфере содействия занятости населения, уточняется порядок их предоставления, а также предусматриваются специальные меры государственной поддержки, направленные на содействие занятости инвалидов, лиц, завершивших прохождение военной службы, молодёжи.
Федеральным законом устанавливаются минимальная и максимальная величины пособия по безработице и условие об их ежегодной индексации с учётом индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Федеральным законом также регламентируются вопросы организации и деятельности органов службы занятости, в том числе вводятся новые процедуры работы этих органов с гражданами, ищущими работу (анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана содействия занятости), определяется порядок взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, профсоюзами и другими организациями в части разработки и реализации государственной политики в сфере занятости, организации профессиональной ориентации граждан, противодействия нелегальной занятости.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Актуализировано понятие «конфликт интересов» в законодательстве.
Федеральным закон от 18.03.2023 N 70-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 15 сентября 2023 г. внесены изменения в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Такое лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и, в учетом изменений в федеральном законодательстве, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Может ли задолженность по алиментам быть погашена другим лицом?
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 №39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)» определено, что погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.
Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.
Покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме.
Уголовная ответственность по ст. 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например вносило нерегулярные или незначительные платежи.
Если же невыполнение лицом алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Ответственность страховых организаций за отказ заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
В статье 15.34.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ страховой организации, иностранной страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.
Санкция ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.
Таким образом, в случае отказа страховой организации от заключения договора ОСАГО, данная организация и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работницам, имеющим детей в возрасте до трех лет, предоставляются, в частности, следующие гарантии:
- право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, во время которого женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением места работы (должности) и права на получение пособия;
- возможность отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- запрет на привлечение к вахтовым работам;
- запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по отдельным основаниям).
Отдельные гарантии установлены для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
В частности, им не устанавливается испытание при приеме на работу. Также в случае невозможности выполнения прежней работы их переводят по заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Имеют ли законные представители несовершеннолетних право на предоставление дополнительных выходных?
Один из родителей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет каждый календарный месяц имеет право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за ним. Выходные дни могут быть полностью использованы одним из родителей либо разделены между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ).
С 1 сентября 2023 года в силу вступило новое правило: родители (опекуны, попечители) детей с инвалидностью смогут накапливать дополнительные оплачиваемые выходные дни и однократно объединить их до 24 дней подряд в течение календарного года.
Если работник планирует однократно использовать до 24 (включительно) дополнительных оплачиваемых выходных дней, то по новым правилам он должен подать работодателю заявление в согласованный с ним срок.
Если в текущем году сотрудник менял место работы, то вместе с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней он должен представить справку с предыдущего места работы о том, что на дату увольнения такие выходные дни в этом же календарном году им не использованы или использованы частично.
Также потребуется справка с места работы второго родителя (опекуна, попечителя) о том, что им не использовались выходные дни.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Какая существует очередность на предоставление дополнительных отпусков многодетным и лицам, воспитывающих детей-инвалидов?
Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет.
Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, работнику, осуществляющему уход за членом семьи или иным родственником, являющимися инвалидами I группы, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.
Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Обязателен ли график отпусков для работника и работодателя?
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который утверждает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года (статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соблюдение графика отпусков обязательно для работодателя и работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
График отпусков обеспечивает право работников на ежегодный отдых, а работодателю позволяет заблаговременно оформить отпуск, оплатить его не менее чем за три дня до начала отпуска в соответствии с частью 9 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Существует ли ответственность для оператора связи за использование мошенниками подменных абонентских номеров?
В соответствии с положениями пунктов 8, 9 статьи 46 Закона «О связи» оператор связи, с сети которого инициируется телефонный вызов (передача короткого текстового сообщения), обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов (передачу короткого текстового сообщения). Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи в неизменном виде полученный абонентский номер. В случае выявления нарушений указанных требований оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску трафика на свою сеть.
За нарушение этих положений ст. 13.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с 30.12.2021 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн рублей. Возбуждение дел о таких административных правонарушениях относится к компетенции Роскомнадзора.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Каким образом наследники отвечают по долгам наследователя?
Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Это положение закреплено в статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156 ГК РФ), отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества по долгам наследодателя, которому это имущество принадлежало, и не отвечает этим имуществом по долгам наследника, от которого к нему перешло право на принятие наследства.
Следует отметить, что кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Компенсируется ли расходы на уплату коммунальных услуг семьям с инвалидами?
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%, в том числе на:
- плату за холодную и горячую воду и электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- плату за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг согласно показаниям приборов учета, но не более утвержденных нормативов потребления. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов их потребления;
- оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах без центрального отопления.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Каким нормативно-правовым актом регулируется порядок проверки счётчиков газа?
С 01 мая 2023 года вступил в силу новый ГОСТ Р 8.1017−2023 о методике поверки счетчиков газа без встроенного программного обеспечения.
Счётчики проверяют на признаки использования магнитов и иных приспособлений. В случае, если будет установлено, что собственник намеренно искажал показания счётчика, в его отношении составят акт и передадут в газовую компанию для привлечения гражданина к административной ответственности.
Проверка включает в себя внешний осмотр на предмет механических повреждений, опробование, определение перепада давления на счётчике, а также погрешности в учёте. Данную процедуру может делать только специальная организация – список таких компаний размещен на сайте Росаккредитации.
По завершении процедуры, аккредитованный сотрудник устанавливает пломбы, содержащие изображение знака поверки, а также составляет протокол. В паспорт счетчика вносят данные, которые будут отражены в электронном реестре Росстандарта.
Если прибор учета окажется неисправен, собственнику сделают перерасчёт и начислят плату за газ по нормативу, по числу зарегистрированных в квартире людей.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Какая ответственность возложена на страховые организации за отказ от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ страховой организации, иностранной страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.
Санкция ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.
Таким образом, в случае отказа страховой организации от заключения договора ОСАГО, данная организация и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ.
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Правительством Российской Федерации введены нормы рабочего времени для физлиц в области организации перевозок легковым такси.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2023 г. N 908 утверждены нормы рабочего времени, времени отдыха, нормы времени управления транспортным средством для физических лиц, а также правила учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами и внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.
Указанный нормативно-правовой акт предназначен для применения физическими лицами. В настоящем документе понятие "физическое лицо" используется в значении, установленном Федеральным законом "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Нормальная продолжительность рабочего времени физического лица должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. Продолжительность ежедневного рабочего времени физического лица при 5-дневной рабочей неделе не должна превышать 8 часов.
Кроме перечисленных основных положений о правилах учета рабочего времени разработаны и приняты другие нормы.
Настоящий документ вступил в силу с 01.09.2023.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Введена уголовная за производство и распространение метилового спирта.
Федеральным законом от 28.04.2023 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за незаконное производство, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно сбыт метилового спирта (метанола) и метанолсодержащих жидкостей под видом алкогольной продукции (статья 234.2 УК РФ).
Необходимость криминализации незаконного оборота метанола вызвана ростом случаев гибели граждан от употребления метанолсодержащих жидкостей, реализуемых для употребления внутрь.
За совершение указанного преступления при отсутствии квалифицирующих признаков (часть 1 статьи 234.2 УК РФ) предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы, в случае его совершения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровья либо смерти (часть 2 статьи 234.2
УК РФ) – до 6 лет лишения свободы со штрафом в размере до 700 000 рублей, в случае наступления смерти двух и более лиц (часть 3 статьи 234.2 УК РФ) – до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 000 000 рублей.
Преступление отнесено к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Федеральный закон вступил в силу 09.05.2023.
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв
Установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в силу ч. 6 ст. 14.35 КоАП РФ закреплена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, либо использование таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В качестве административного наказания за указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Также вводится повышенная ответственность в случае повторного совершения данного правонарушения (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).
Прокурор Крестецкого района
старший советник юстиции М.Г. Горбачёв